Системообразование через суд
Первые результаты внедрения института системообразующих территориальных сетевых организаций (СТСО) подталкивают власти к расширению их полномочий по контролю над прочими сетевыми компаниями (ТСО). Так, Минэнерго намерено дать СТСО право вето при утверждении инвестпрограмм ТСО, а Федеральная антимонопольная служба (ФАС) – более чётко прописать объёмы предоставляемой экспертам информации. Пока же «Россети», являющиеся СТСО в 69 регионах России, подали более 500 исков о понуждении местных властей к предоставлению списков сетевого имущества, подлежащего передаче в СТСО, и подписанию с системообразующей компанией обязательных договоров о пользовании имуществом (ДоПИ). Как полагают в «Россетях», половина регионов затягивают с выполнением этих обязанностей, опасаясь правовых последствий из-за завышения данных, использовавшихся при расчёте тарифов в предыдущие годы.
Пока только половина субъектов РФ выполнили установленные нормы и начали предписанный законодательством процесс, направив в свои СТСО списки сетевых объектов, находящихся в региональной и муниципальной собственности и подлежащих передаче в безвозмездное пользование СТСО, рассказал 11 июня замглавы Минэнерго Евгений Грабчак на расширенном заседании комитета Госдумы по энергетике, на котором обсуждались первые результаты внедрения института СТСО.
Проблема отчасти вызвана многообразием обременений (концессии, аренда и пр.), которые есть у сетевых активов, принадлежащих местным властям. Процесс вливания их в СТСО наиболее гладко идёт в тех регионах, которые самостоятельно несли бремя, не передавая сети в аренду другим компаниям, отметил замминистра.
В связи с неполучением от регионов списков передаваемого имущества и незаключением ДоПИ у «Россетей» в судах на рассмотрении находятся 300 исков о понуждении к заключению таких договоров, 130 исков – о понуждении органов муниципальной власти к передаче объектов электросетевого хозяйства и около 100 исков – о необходимости формирования и предоставления в СТСО перечня сетевого имущества, подлежащего передаче, рассказал замгендиректора «Россетей» по правовому обеспечению Даниил Краинский.
«Исходя из имеющейся практики, нам кажется, что в предыдущие периоды тарифного регулирования предоставлялась недостоверная информация со стороны регулируемых субъектов: существенное завышение объёмов условных единиц, принимаемых к регулированию, сметных нормативов проектов и избыточные требования, связанные с электросетевым строительством в рамках инвестпрограмм, утверждаемых на региональном, не федеральном уровне. Конечно, когда эти перечни передаются, становится понятным, какие нарушения были допущены, и с моей точки зрения, опасаясь правовых последствий, коллеги эту информацию добровольно часто не передают, хотя обязаны», – отметил топ-менеджер «Россетей».
Чтобы исключить формирование противоречивой судебной практики в отношении части региональных и муниципальных сетей, которые должны перейти к СТСО, необходимо закрепить на уровне федерального закона прямое указание о прекращении действия договоров аренды такого имущества для передачи его в обязательном порядке в СТСО, заявил Евгений Грабчак. Кроме того, Минэнерго считает необходимым ввести ответственность за уклонение от заключения ДоПИ.
Один из нюансов, выяснившихся на практике, заключается в том, что некоторые регионы и муниципалитеты злоупотребляют возможностями, которые даны исключениями в нормативной базе, и сейчас инициируют ускоренную приватизацию своих сетевых объектов, таким образом уходя от необходимости их передачи СТСО.
Распространённой проблемой при внедрении института СТСО также оказалась непрозрачность сетевых активов, что создаёт трудности при анализе тарифных заявок и инвестиционных программ. На сегодняшний день СТСО выполняют функции эксперта при рассмотрении тарифных заявок других ТСО в своём регионе – в законе это фигурирует как «имеют право принимать участие», отметил г-н Грабчак. Первоначально Минэнерго хотело прописать прямое участие СТСО в анализе и утверждении инвестпрограмм ТСО с соответствующей ответственностью, но эта норма была исключена. Сейчас ФАС готовит внедрение эталонов затрат при расчёте сетевых тарифов, что по всей видимости, нивелирует риски завышения объёмов условных единиц сетевого оборудования со стороны ТСО при подаче тарифных заявок для увеличения выручки. Замминистра поблагодарил прокуратуру, которая инициировала ряд громких дел, связанных с такой практикой, в частности, в Ульяновске, Самаре и др.
«Если бы СТСО имела возможность прямого доступа к этим тарифным заявкам, было бы намного проще, потому что в соответствии с договорами о пользовании имуществом СТСО должна обладать полной информацией о сетевом хозяйстве», – отметил Евгений Грабчак.
По его словам, после завершения текущего тарифного цикла необходимо возвращаться к вопросу контроля над ТСО и наделить СТСО правом вето при согласовании инвестпрограмм других сетевых компаний.
Эксперты СТСО, чьё мнение учитывается при составлении заключений об обоснованности заявок ТСО, проводят оценку достоверности предоставленных данных, а также анализируют основные технико-экономические показатели ТСО за два предшествующих года. При этом отказ сетевых компаний от предоставления информации со ссылкой на коммерческую тайну невозможен, подчеркнул замглавы ФАС Геннадий Магазинов. В будущем необходимо более чётко прописать порядок и объёмы информации, предоставляемой экспертам, заявил он.
Минэнерго в свою очередь планирует ужесточить количественные критерии, предложив учитывать в тарифах только те объекты, которыми компании владеют на праве собственности. Пока что многие игроки пытаются завысить объём условных единиц, находящихся в их ведении, для увеличения необходимой валовой выручки (НВВ) при установлении тарифов. При этом проверка достоверности подаваемых сведений затруднена из-за «регуляторной гильотины», которая ограничивает возможность фактических проверок «на земле»; анализ ведётся только на основании поданных документов. При наличии подозрений в «бумажном» характере заявляемого в котловой тариф сетевого имущества Генпрокуратура РФ готова инициировать выездные проверки, даже если региональные прокуратуры будут отказывать в их проведении, заявила представитель Генпрокуратуры Наталья Федотова.
Впрочем, представитель тарифного регулятора Московской области на заседании думского комитета предложил увеличить минимальные нормативы, необходимые для получения статуса ТСО, до 1 000 МВА трансформаторной мощности (сейчас – 150 МВА) и 5 тыс. км ЛЭП (300 км). До начала ужесточения норм в Подмосковье действовали 42 ТСО, сейчас их количество снизилось до 22, а в случае перехода к озвученным требованиям уменьшится до четырёх, отметил он.
«Как положительный опыт трактуем практику лишения статуса ТСО на основании наличия иностранных собственников. У нас из-за этого уже несколько компаний лишены статуса, например, в Санкт-Петербурге есть хороший опыт по этому поводу. Практика в части выявления иностранных собственников пока ещё не сформировалась, будем дальше эту тему докручивать: что является влиянием и признаки этого влияния на электросетевое хозяйство», – заявил замглавы Минэнерго.
С признанием иностранного контроля есть проблема – лишить такую подконтрольную компанию статуса ТСО можно только через суд, отметил первый зампред думского комитета Валерий Селезнёв. Г-н Магазинов подтвердил наличие проблемы и сообщил, что сейчас готовятся поправки, призванные устранить этот пробел в законодательстве.