+7 (495) 692 25 77selesnev@duma.gov.ru
Задать вопрос

Обсуждение Стратегии развития электросетевого комплекса до 2035 года

Под руководством председателя Комитета Госдумы по энергетике Павла Завального и при участии первого зампреда Комитета Валерия Селезнева 20 апреля 2021  года состоялся Круглый стол на тему: «Стратегия развития электросетевого комплекса до 2035 года. Вопросы законодательного регулирования».

Председатель комитета по энергетике Павел Завальный отметил, что ни комитет,  ни участники отрасли пока не видели проекта Стратегии, поскольку финальная его итерация еще не согласована министерством. Поэтому задача круглого стола – обсудить наиболее сложные вопросы развития электросетевого комплекса, такие как  ограничение и снижение объемов перекрестного субсидирования; изменение тарифообразования в пользу двуставочного тарифа для всех категорий потребителей кроме населения; проблема неиспользуемого резерва мощности; совершенствование системы учета потребления электроэнергии; консолидация электросетевого комплекса; с тем, чтобы рекомендации, принятые по итогам мероприятия, могли быть учтены при доработке проекта Стратегии.

Валерий Селезнев в своем выступлении отметил, что в целом, реализация предыдущей стратегии обернулась полным провалом в части реализации мероприятий по снижению перекрестного субсидирования (оно не только не понизилось, но выросло в 4 раза!), поэтому считаю задачей первоочередной важности в разрабатываемой стратегии вопросу перекрестки уделить значительно больше внимания.

Заместитель министра энергетики РФ Павел Сниккарс подтвердил, что проект находится на доработке, поскольку есть серьезные развилки, вопросы, по которым не удается достичь консенсуса ни внутри исполнительной власти, ни с отраслевым сообществом.

В ходе реализации Стратегии-2030 удалось существенно повысить целый ряд показателей функционирования электросетевого комплекса. В частности, повышена надежность электроснабжения; на 30% сокращены удельные операционные и инвестиционные затраты к 2017 году; обеспечена безопасность энергоснабжения,  снижено общее количество несчастных случаев на 53,4% с 2012 года; количество территориальных сетевых организаций сокращено на 47 % с 3146  в 2015 году до 1677 в 2020 году; обеспечено строительство инфраструктуры для реализации важных государственных проектов, включая энергомост в  Крым и др. Россия поднялась с 188 на 7 место в рейтинге  Всемирного банка Doing Business по показателю «Подключение к системе электроснабжения».

При этом ряд задач в области нормативного обеспечения не были решены. Не внесены изменения в правовые акты, устанавливающие особенности определения стоимости услуг по передаче электроэнергии для  стимулирования потребителей и сетевых организаций к оптимальному использованию электросетевой мощности. Не утвержден график снижения величины перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе. Не приняты решения по совершенствованию механизма вовлечения в хозяйственный оборот бесхозяйного имущества.  Нет  программы привлечения частных инвесторов в компании, входящие в ПАО «Россети».

Эти решения должны быть приняты в ходе разработки и реализации Стратегии развития электросетевого комплекса до 2035г.  Она будет разделена на 2 этапа – до 2024г. и до 2035г, в качестве точки отсчета взят 2019г.

До сих пор в проекте Стратегии не согласованы подходы по целому ряду «развилок». Среди них:

1. Совершенствование системы планирования развития электроэнергетики на федеральном и, особенно, региональном уровнях.  Соответствующий законопроект готовится, и в него будут «зашиты» инструменты координации решений по планированию.

2.  Вопрос о параметрах льготного технологического присоединения. Выпадающие доходы от него на сегодня превышают 160 млрд. руб. только в ПАО «Россети». Подготовленный министерством законопроект, меняющий часть подходов к льготному тех.присоединению во избежание злоупотреблений со стороны потребителей пока не согласован на уровне Правительства РФ.

3. Вопрос от отказе от неиспользуемой сетевой мощности.

4. Вопросы, связанные с необходимой глубиной цифровой трансформации сетевого комплекса и определением источников финансирования этого процесса.

5. Острейший вопрос консолидации сетевого комплекса. Акцент в его решении будет сделан на вовлечении в оборот бесхозяйного имущества.

6. Вопрос тарифного регулирования. Базой для него планируется сделать  модель регулирования на основе эталонных затрат.

7. Инструменты повышения ответственности сетевых компаний.

8. Сложнейший и очень чувствительный вопрос ограничения и снижения объемов перекрестного субсидирования. Решения, необходимые для «расшивания перекрестки» имеют определенный социально-экономический аспект. Так, решения о введении социальной нормы потребления электричества сегодня могут приниматься на уровне регионов, но, судя по тому, что они  не принимаются, на федеральном уровне даже говорить о привязке стоимости электроэнергии к объемам потребления еще рано.

9. Привлечение частных инвесторов в электросетевой комплекс и необходимость снятия излишних административных барьеров.

Заместитель Генерального директора по стратегии ПАО «Россети» Егор Прохоров подтвердил перечень «развилок», отметив, что по каждой из них нужно взвешенное решение. От имени ПАО «Россети», по сетям которого транспортируется 70% электроэнергии в стране, он попросил при  доработке Стратегии учитывать, что сетевые организации являются акционерными обществами, поэтому обязаны соблюдать законодательство в части интересов акционеров и повышения эффективности и прибыльности экономической деятельности. Важно, чтобы   принимаемые решения по льготному тех.присоединению, бесхозяйным сетям не создавали дополнительных выпадающих расходов для компаний.  Он также подчеркнул важность скорейшего перехода на долгосрочное тарифообразование в электросетевом комплексе. Только оно сможет создать для компаний экономическую мотивацию повышения эффективности своей деятельности с тем, чтобы высвобождающиеся средства можно было направлять на развитие.

Завершая дискуссию, Павел Завальный отметил, что,  комитету принципиально важно подготовить максимально содержательные рекомендации, поскольку созыв заканчивает свою работу, и эти рекомендации должны стать своего рода дорожной картой для совместной с исполнительной властью работы над повышением эффективности работы электроэнергетики в новом созыве Государственной Думы.

 

Разработка сайта:Spacecode