+7 (495) 692 25 77selesnev@duma.gov.ru
Задать вопрос

Мост на Сахалин: Путин считает варианты

Паромная переправа Холмск-Ванино оказалась заблокирована почти на сутки из-за
конфликта дальнобойщиков с администрацией Холмского морского торгового порта.
«В среду утром была блокирована работа паромного комплекса в порту Холмска
ввиду того, что водители не могли выехать с парома „Сахалин-9“, прибывшего
из порта Ванино», — сообщил «Интерфаксу» управляющий директор дивизиона
трампового и проектного флота «Сахалинского морского пароходства» Сергей Бриль.
По его словам, машины не выпускали с борта парома на территорию порта, из-за этого
невозможно было разгрузить судно. Между тем, разговоры о необходимости
строительства моста между материком и Сахалином ведутся уже много лет. На днях
этот вопрос был поднят на встрече президента Владимира Путина с лидерами
парламентских фракций. Глава государства считает, что строительство моста важно.
«Не знаю, как там дальше нам удастся выстраивать эти коммуникации с японскими
островами, но мост на Сахалин для нас имеет, конечно, очень большое значение. Этот
вопрос не снят с повестки дня, мы его изучаем, это, конечно, дорогая история», —
сказал он.
Президент отметил, что дело не только в строительстве мостового перехода, но
и в том, что строить его, по предварительным оценкам специалистов, целесообразно
в таком месте, где вообще не развита дорожная сеть — это север Хабаровского края.
«И там предстоит работа, стоимость которой сопоставима, а может быть, даже больше,
чем стоимость самого моста. Вот в чём всё дело. Но мост на Сахалин, конечно, России
нужен», — считает Владимир Путин.
С просьбой о строительстве в 2018 году обратились депутаты регионального
парламента, после чего состоялась встреча тогдашнего губернатора Сахалина Олега
Кожемяко с Владимиром Путиным, который поручил проработать вопрос
транспортного перехода. По мнению главы государства, это
способствовало бы развитию севера Хабаровского края, а также Сахалина.
Однако даже два года назад строительство моста оценивалось в 540 млрд. рублей.
Сейчас эти цифры, наверняка, больше, а по бюджету ударила пандемия коронавируса.
Кстати, спецпредставитель президента РФ по вопросам природоохранной
деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов несколько лет назад
предположил, что возможно строительство не моста, а тоннеля.
«Тоннель по длине около 51 километра сравним с евротоннелем (между Францией
и Великобританией под Ла-Маншем), конечно, технологически построить можно,
проблема только в одном — в экономике, окупится или
нет», — отметил он в интервью ТАСС.
При этом напомнил, что транспортное соединение Сахалина с материком планировал
еще Сталин.
Депутат Государственной думы Валерий Селезнев считает, что реализация
подобного проекта может иметь синергетический эффект.
— У нас есть изолированная территория, которую можно соединить мостом
(с материком — ред.). И она имеет перспективу развития, потому что в будущем это может быть соединено с Японией. Переговоры о строительстве моста с Японией никто
не отменял. Это может быть транзит из Японии через Россию в европейские страны.
Я бы не говорил однозначно, что этот проект никогда не окупится. Его окупаемость
должна прорабатываться вместе с грузовой, пассажирской базами. И это надо
прорабатывать, в том числе на уровне межправительственных соглашений.
«СП»: — Будет ли это способствовать развитию российских территорий, через
которые может пройти транспортная инфраструктура, связанная с мостом?
— Безусловно. В том месте, которое наиболее выгодно экономически для
строительства, не развита инфраструктура Хабаровского края. Это даст импульс для
ее развития на подходах к мосту, и вокруг этого деловая активность самого края
увеличится. И, естественно, на Сахалине и логистика, скорость перемещения
пассажиров и товаров увеличатся.
Я думаю, что все это счетные величины, а не просто социальный проект.
Председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции
и регионального развития Юрий Крупнов убежден, что мост имеет
фундаментальное значения для развития всего Дальнего Востока и логически
закрывает в единую систему БАМ.
— На основе этого моста Сахалин, с одной стороны, перестает быть островом,
а с другой — мы создаем восточный коридор развития практически от Иркутской
области до Сахалина. На мой взгляд, нужно обоснование, но ситуация абсолютно
ясная.
Неясно, что чиновники и эксперты называют окупаемостью. Хотелось бы хотя бы
один пример окупаемости от них услышать, пусть конкретно расскажут, что и где
окупилось. Потому что когда говорят «окупаемость», сразу хочется жирный крест
поставить и забыть. Скажем, любая дорога — железная, шоссе — окупилась или нет,
кто-то может сказать? Да, есть платные дороги, по которым есть якобы расчеты,
бизнес-планы. И то, если посчитать, сколько государство дало им льгот,
то окупаемость — это большой вопрос. Так что окупаемость — это очень лукавый
вопрос.
Кроме того, Сахалин далеко, но есть Москва и Петербург. Это суперпопулярное
направление — поезда, самолеты и т. д. В этой абсолютно окупаемой с точки зрения
инфраструктуры ситуации до сих пор не построена современная скоростная железная
дорога. То есть «Сапсан» ходит по тому же пути, что и все поезда. Нет скоростного
пути, хотя пассажиропоток колоссальный. И даже автобан еще не достроен.
Вопросы об окупаемости абсолютно антиэкономические и завязаны на то, чтобы
ничего не делать, а потихоньку уводить деньги из бюджета на какую-то ерунду. А это
на века.
Другое дело, что строить надо не с точки зрения банального моста или тоннель (это
еще надо поизучать), а с точки зрения современной хайтек системы организации
движения. Тем более, что когда мы говорим про мост, то это не 7−8 км через пролив
Невельского, а более 600 км железных дорог. Мы говорим о мощнейшей транспортно-
логистической системе, которая меняет геополитику и геоэкономику мира.
Сколько стоит ядерное оружие? Оно окупается? Конечно, нет. Но с другой стороны —
может, нас уже и не было бы.

Разработка сайта:Spacecode