Поддержка ВИЭ в России: нужны не штрафы, а стимулы
2020 год прошел под знаком пандемии COVID-19, изменившей привычный уклад
жизни. Не осталась в стороне энергетика. Коронакризис породил множество прогнозов
о том, как будет дальше развиваться энергетическая отрасль во всем мире.
Большинство из них говорят о том, что сектор зеленой генерации будет расти быстрее,
чем ожидалось ранее.
По данным британского аналитического центра Ember, по итогам первой половины
2020 года в Европе на долю солнца и ветра пришлось 21% генерации электричества.
Причем в некоторых странах, например Дании, этот показатель достиг 64%, Ирландии
— 49%, а в Германии — 42%. Остальные пока не могут похвастаться такими
достижениями. Вот и Россия сильно отстает — по словам вице-премьера Александра
Новака, на данный момент в РФ солнечная и ветровая генерация составляет около 2%.
Представители отрасли полагают, что драйвером развития ВИЭ могут стать
законодательные стимулы. Об этом говорили в рамках тематической сессии
INNOPROM ONLINE, которая состоялась недавно.
Валерий Селезнев, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике: Основы механизмов поддержки ВИЭ, которые были заложены еще в №35-ФЗ «Об электроэнергетике», сегодня претерпевают значительные изменения.
«В частности, принято решение о продлении поддержки возобновляемой энергетики, которая вначале была в районе 600 миллиардов рублей, потом она как-то упала до 400 миллиардов, а теперь, по версии Мин-экономразвития, может составить 200 миллиардов.
Нас, энтузиастов ВИЭ, настораживают те жесткие требования, которые предъявляются ко второй программе, относительно глубины степени локализации — она должна быть примерно в два раза выше, чем в первой программе. Да и Бог бы с ними — локализация отрасли, в общем-то, готова, но есть другая проблема — проблема экспорта.
На мой взгляд, речь идет о перекладывании с больной головы на здоровую, а именно о перекладывании проблем по экспорту на индустрию ВИЭ-генерации. Это не совсем корректно, поскольку ВИЭ-генерация не может влиять на корпоративные решения компаний — производителей комплектующих для ВИЭ-генерации, и не может отвечать за результаты, которые будут достигнуты производителем оборудования для возобновляемой энергетики.
Считаю, нужно менять подход: переходить со штрафов за невыполнение программы или показателей по экспорту на поощрительные меры. То есть нужно в принципе отказаться от штрафов, создав дополнительные стимулы — налоговые, земельные и прочие для тех, кто выполняет показатели по экспорту.
Также важным представляется сохранение объемов поддержки программы развития строительства генерирующих объектов на основе возобновляемых источников энергии (ДПМ ВИЭ) на 2025-2030 годы в размере 400 миллиардов рублей. Надо стоять на том, что ни в коем случае нельзя опускать количественные показатели этой программы.
Программа была посчитана в ценах 2021 года. Мы видим здесь курсовые разницы, когда они уже претерпели значительное изменение, порядка 30% фактическое падение этой программы.
Те объемы ВИЭ-генерации, которые предстоит за эти деньги выполнить на горизонте
2025–2030 годов, будет крайне сложно осуществить в параметрах 200 миллиардов рублей, а в параметрах 400 миллиардов рублей удастся выполнить за счет снижения капитальных и операционных затрат.
400 миллиардов рублей с индексацией — это тот минимальный предел, на котором можно выполнить обязательства по ВИЭ и перейти ко второй части поддержки ДПМ таким образом, чтобы не убить индустрию, благодаря которой в регионах появляются десятки тысяч новых рабочих мест в таких сферах, как проектирование, производство, комплектация, обслуживание объектов ВИЭ, образование, новые технологии, и других.
Я убежден: процесс углеродной нейтральности энергетики необратим. По сути, у нас нет выбора, мы не можем оставаться в стороне от происходящего. Взять намерение Евросоюза о введении углеродных штрафов, за счет них ЕС планирует компенсировать издержки, которые они несут на зеленые, экологически чистые товары в рамках ВТО.
Вероятно, ЕС найдет конструкцию, позволяющую им оберегать свои рынки от углеродогрязных товаров. В этой связи, имея незначительную долю чистой электроэнергии в энергобалансе, наша страна рискует попасть под эти штрафы. Любые издержки, которые нам придется понести по ВИЭ-индустрии, покажутся незначительными по сравнению с теми макроэкономическими издержками, которые мы понесем, если не будем обращать внимания на эту данность. Я не оговорился: это уже не тренд, а именно данность.
Мне могут возразить, что, например, Великобритания в 2020 году показала несостоятельность ВИЭ с точки зрения ветровой генерации. Там, в условиях отсутствия ветра, резко подорожала генерация. Думаю, этот стресс-сценарий не повлияет негативно на динамику распространения ВИЭ. Наоборот, еще больше подтолкнет к мысли о необходимости вкладывать средства в развитие новых технологий, в том числе повышать коэффициент полезного действия солнечной и ветровой генерации.
ВИЭ — элемент макроэкономики. Энергетика — хребет экономики, и от того, из чего состоит этот «хребет» — из костей или из какого-то смолотого порошка, зависит макроэкономическое состояние страны. Государственная политика не должна ослабить наш становой хребет.
Многие регионы России обладают хорошим, иногда даже уникальным потенциалом развития ВИЭ. И они используют эту возможность, создавая привлекательные условия для ведения бизнеса и тем самым привлекая инвестиции. По моему мнению, у регионов равные условия, чтобы бороться за ВИЭ-решения, которые влекут за собой создание науки, образовательной и компонентной базы, строительство непосредственно объектов ВИЭ и их эксплуатацию».
Читать статью полностью: