Take-or-pay для всех
Проект Минэнерго о введении с 1 июля 2025 года принципа take-or-pay («бери или плати») в электросетях для новых промышленных потребителей, как и опасались покупатели электроэнергии, может стать лишь первым шагом, и на следующем этапе механизм оплаты сетевого тарифа исходя из заявленной, а не фактически потребляемой мощности будет распространён и на действующих потребителей. В Минэнерго «Перетоку» подтвердили соответствующие планы в отношении «всех потребителей». Впрочем, один из источников в отрасли утверждает, что и на этом процесс может не остановиться и под take-or-pay попадут все участники оптового энергорынка (ОРЭМ), в том числе генерирующие объекты, что обернётся значительными допрасходами генкомпаний, особенно имеющих большой парк ТЭЦ.
Тарифный принцип, при котором новые потребители будут оплачивать сетевой тариф по максимальной подключённой мощности, прописанной в договоре о техприсоединении, в дальнейшем может быть распространён и на «старых» потребителей. Об этом стало известно на заседании экспертного совета при думском комитете по энергетике, прошедшем под председательством первого зампреда комитета Валерия Селезнёва. На заседании обсуждался проект постановления правительства, который подготовило Минэнерго РФ: документ предполагает, что потребители мощностью от 670 кВт и выше, подключающиеся к электросетям после 1 июля 2025 года, будут оплачивать услуги по передаче электроэнергии исходя из максимальной, а не потребляемой мощности.
Этот механизм, предложенный «Россетями», обсуждается уже много лет и неизменно подвергается критике со стороны как потребителей, так и правительственных структур, в частности, Минпромторга. При обсуждении проекта о введении оплаты сетевых резервов много говорилось о восстановлении справедливости, игре с нулевой суммой, компенсации неких затрат, хотя все они учтены в необходимой валовой выручке (НВВ), напомнил предысторию вопроса глава ассоциации «Сообщество потребителей энергии» (АСПЭ) Валерий Дзюбенко.
«В середине 2021 года после создания по поручению вице-премьера Александра Новака рабочей группы при Минэнерго, как казалось, мы добрались до истины, что загрузка сетевого комплекса не такая уж печальная и она не слишком отличается от показателя в других странах. Докрутили проект об оплате резерва до заявленных целей: стало более-менее справедливо, без дополнительного дохода для сетей, который предварительно вырезается из выручки; довели до почти экономически обоснованного уровень оплаты для потребителей, что стимулирует их ответственность. Но в тот самый момент «Россети» развернулись и сказали: «Нет, нас такой проект не устраивает». После чего проект по резерву прекратил своё существование. Спустя три года проект появляется снова, совершенно в другом обличии, причём в самом радикальном», – сказал г-н Дзюбенко.
Текущий проект о введении take-or-pay для новых клиентов сетевых компаний не принимает во внимание изменения, которые произошли в секторе за это время, полагает глава АСПЭ. В повышении ответственности потребителей был сделан серьёзный шаг – для них введена инвестиционная составляющая в стоимости техприсоединения (ТП) к сетям, из-за чего заказывать избыточную мощность теперь экономически нецелесообразно.
«Спустя полгода после этих изменений (введения инвестсоставляющей в ТП – ред.) появляется вот этот вот проект. Мы ещё не получили никакого результата после введения инвестсоставляющей и посчитать его пока нет даже физической возможности, при этом уже предлагаем ещё больше усилить стимулы и ответственность за ТП для потребителей… Только после того, как мы поймём, что инвестсоставляющая остановила вал «перезаявленных» заявок, и всё пришло в норму, или чего-то не хватает, (можно – ред.) вернуться к этому вопросу. Сейчас рассмотрение этого проекта абсолютно нецелесообразно и необоснованно. Регулирование, на наш взгляд, и так уже сбалансировано», – резюмировал Валерий Дзюбенко.
Проект Минэнерго не учитывает два важных нюанса, отметил директор Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Сергей Сасим. Расчёт оплаты и степени недозагрузки сетевых активов проводится исходя из фактической нагрузки подстанции по замерам в часы максимума потребления, установленные «Системным оператором» с усреднением. То есть, при определении объёма оплачиваемой мощности индивидуальный максимум для потребителя не определяется, хотя он может быть смещён на другой час. На фоне госполитики по стимулированию ухода от потребления в часы пиковых нагрузок, а также учитывая возможность сэкономить на оплате услуг по передаче за счёт смещения потребления относительно часов замера, говорить о наличии серьёзной диспропорции между заявляемой и используемой мощностью преждевременно, отметил эксперт. Сначала нужно провести сравнительную оценку объёмов абсолютного максимума потребляемой мощности и фактического максимума в часы замера. Пока же в составе так называемой недозагруженной мощности находится какое-то количество загруженной, но неоплачиваемой вследствие изменения логики потребления мощности. Во-вторых, на степень загрузки сетевых активов влияет не только само потребление, но и требования по обеспечению надёжности электроснабжения. Поэтому оценку степени загрузки необходимо проводить с использованием «чистых» показателей, за вычетом объёма техрезервирования.
Цель проекта постановления – снижение разницы между показателями заявленной и фактически используемой (то есть оплачиваемой) сетевой мощности, сообщила заместитель генерального директора «Россетей» Елена Андреева. Эту разницу госхолдинг сейчас оценивает в 25 млрд рублей в год.
Но в экономической целесообразности проекта для сетевых компаний усомнился Сергей Сасим. Перевод новых потребителей на принцип take-or-pay при подключении к сетям от 670 кВт, по оценкам экспертов НИУ ВШЭ, принесёт сетевым компаниям лишь 1% выручки, потому как спрос на такие подключения сейчас в целом не велик. Хотя в долгосрочной перспективе система, наверное, может постепенно эволюционировать и дать некий накопительный эффект, оговорился г-н Сасим.
«Реализация инициативы придёт к тому, что отдельные потребители будут платить существенно выше. Однако, с учётом незначительного влияния сетевых расходов на экономику большинства потребителей (доля тех, у кого доля расходов на электроэнергию в себестоимости занимает более 15%, составляет менее 0,1% от выпуска промышленной продукции), конечно, при определённом желании реализовать такую инициативу можно без особого сопротивления», – добавил г-н Сасим.
Анализ ситуации в крупных ТСО четырёх регионов, проведённый НИУ ВШЭ, показал, что основной объём неиспользуемой мощности приходится на центры питания, которые не расширялись с 2005 года. Перевод этой мощности в категорию «используемая» может произойти при росте спроса со стороны существующих потребителей или за счёт присоединения новых. В этом смысле введение take-or-pay противоречит идее загрузки этих активов, отметил Сергей Сасим. Количество подстанций, расширенных в рамках ТП в период с 2011 по 2023 год, носит штучный характер. При этом заявления о существенном влиянии на тарифы разницы между заявленной и используемой мощностью не подтверждаются фактическими данными сетевых организаций, добавил он.
Декларируемой целью введения take-or-pay является стремление регулятора снизить объём неэффективного сетевого строительства за счёт повышения фактического уровня использования мощности до заявленного. Однако реальная причина сетевой инициативы, по мнению Сергей Сасима, в хроническом недостатке тарифной выручки.
«Мы можем говорить об этом не голословно, мы это видим по результатам СиПРа, мы видим, что по большинству субъектов РФ наблюдается дефицит тарифной выручки. Он связан, конечно, с дефектами тарифообразования. Мы видим, что сейчас происходит в регионах Сибирского федерального округа из-за этого. И, конечно, всякие экстравагантные попытки изменить эту проблему связаны с тем, что не решены проблемы основной системы тарифного регулирования. Есть зарубежные опыты, это довольно распространённая практика, когда вводится фиксированная оплата за использованные электросетевой инфраструктуры. Наверное, это могло бы частично решить проблему разбалансировки между «одноставочными» и «двухставочными» потребителями. Мы знаем, что во многих регионах идёт несобираемость существенной части выручки из-за этой разбалансировки. Введение фиксированного платежа могло бы эту проблему несколько снять, но, конечно, не в объёме только новых потребителей. Это необходимо было бы распространять на более широкий круг потребителей. Но, как мне кажется, правильнее было бы не идти через инициативы, которые, очевидно, будут встречать аргументированное сопротивление, а всё-таки обратиться к системным проблемам тарифного регулирования, и создать нормальные условия для работы сетевых компаний, когда ТП не будет являться для них основным бизнесом, а бизнесом будет оказание услуг по передаче электроэнергии. Тогда компании сами не захотят вводить take-or-pay, а будут стремиться присоединить как можно больше потребителей, тем более довольно значительный объём свободных мощностей для этого существует», – заявил эксперт.
Вопрос «не является ли проект о take-or-pay для новых потребителей пробным шаром, после чего система может быть распространена на всех?», задаваемый Валерием Селезнёвым представителям регуляторов, оказался на заседании ключевым.
«Россети» пытались успокоить крупных клиентов: сетевой холдинг рассчитывает на улучшение ситуации по оплате недозагружаемых центров питания после введения take-or-pay для новых подключений, заявила г-жа Андреева. Она дала понять, что в этом случае перехода к новому механизму оплаты сетевых услуг для уже подключённых потребителей может и не произойти.
Однако довольно быстро из выступления директора департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ Андрея Максимова, удостоившегося от председательствующего похвалы за откровенность, стало понятно, что регулятор может принять решение о распространении дискуссионного механизма и на действующих потребителей.
«Мы предлагали более мягкий подход – оплату услуг с учётом резерва. Но 11 лет торпедирования этой истории привели к тому, к чему привели. У нас есть поручения президента и вице-премьера – рассмотреть вопрос о переходе на оплату услуг по передаче по максимальной мощности для новых потребителей… Нам кажется, что это более жёсткий подход… Дальше, конечно, есть вопросы технической реализации в части того, каких потребителей считать новыми, мы их на уровне постановления правительства определяем… Наверное, выглядеть это будет несколько дискриминационно в отношении новых и старых потребителей, потому что старые продолжат платить за передачу энергии по фактической мощности, а новые – исходя из максимальной. Возможно, это часть общего эксперимента по переводу всех потребителей на максимальную мощность (при оплате услуг – ред.). Надо просто будет собрать итоги того предложения, которое коллеги из «Россетей» на президента довели, проанализировать и принять решение, переходим туда (на take-or-pay для всех – ред.) или нет», – подтвердил худшие опасения промпотребителей г-н Максимов.
В ответ на запрос «Перетока» о том, обсуждается ли введение нового механизма только для уже подключённых потребителей или для всех участников ОРЭМ, в пресс-службе Минэнерго сообщили, что «в перспективе планируется распространить принцип take-or-pay на всех потребителей».
Впрочем, как утверждает источник «Перетока» в секторе, на новых и старых подключениях процесс может не остановиться и регуляторы сейчас обсуждают вариант распространения take-or-pay на всех участников ОРЭМ, в том числе генерацию, что обернётся значительными допрасходами генкомпаний, особенно имеющих большой парк ТЭЦ. «Перетоку» не удалось найти подтверждения этой информации в других источниках. Два участника думского совещания отмечают, что на нём этот вопрос никак не затрагивался, ещё один отраслевой топ-менеджер говорит, что не слышал о подобных планах регулятора. Такое решение стало бы принципиальным изменением в правилах работы отечественного энергорынка и крайне затруднило бы расчёт тарифов на передачу, отмечает один из наших собеседников.